Статья

Организация учета ВЭД

 

Нормативно-правовой базой учета внешнеэкономической деятельности являются:
• Гражданский кодекс РФ (ГК РФ);
• Налоговый кодекс РФ (НК РФ);
• Таможенный кодекс РФ (ТмК РФ);
• Закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валют¬ном контроле";
• Закон от 10 декабря 2003 г. № 164 "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности";
• Закон от 21 ноября 1996 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете";

• План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности пред¬приятий и инструкция к его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94;
• Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 июня 1993г. № 5003-I (с изменениями от 8 августа 2001г.);
• Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ/3-2000);
• Положения и указания Центрального банка России.
Целью бух. учета внешнеэкономических операций является формирование информационной базы для принятия управленческих решений по снижению рисков осуществления этих операций и повышению их эффективности.

Реализация данной цели достигается решением следующих основных задач:

1. ведением синтетического б.у. экспортно-импортных операций на отдельных субсчетах б.у.;
2. организацией аналитического учета экспортно-импорных операций по видам сделок, по контрактам, учетным партиям, срокам реализации контрактов;
3. обособленным учетом и обобщением данных о доходах и расходах по экспортно-импортным операциям;
4. формированием и отражением в учете и отчетности финансовых результатов ВЭД;
5. обособленным отражением в учете данных о движении имущества, создаваемого в рамках ВЭД, а также требований и обязательств;
6. переоценка счетов б.у. в иностранной валюте и отражении курсовых разниц.

Объектами бухгалтерского учета ВЭД являются:
— доходы
— расходы
— финансовые результаты
— активы и обязательства, возникающие при осуществлении экспортно-импортных операций.

Проблемы в организации учета ВЭД:
1. Сложность ВЭД как объекта учета
2. Сложность механизмов регулирования ВЭД. Правовое регулирование ВЭД не только создает правовую базу для взаимоотношений сторон сделки как между собой, так и с гос. органами каждой из сторон, но может влиять на особенности отражения операций в б.у., а также на налоговые последствия этих сделок для российских участников.
3. Необходимость знания и учета международных правил и норм.
4. Недостаток опыта российских организаций при осуществлении ВЭД.

План счетов предприятий, осуществляющих ВЭД

Для организации более детального учета и отражения специфики операций ВЭД целесообразно при составлении рабочего плана счетов выделять субсчета первого порядка (код из трех знаков), субсчета второго порядка (код из четырех знаков), третьего порядка (код из пяти знаков) и четвертого порядка (код из шести знаков).
При этом подобные субсчета могут применяться по всем разделам рабочего плана счетов. Таким образом, организации средних размеров составляют рабочий план счетов, который значительно отличается от сложившегося стереотипа упрощенного рабочего плана счетов. За счет введения субсчетов с многозначными кодами количество счетов может увеличиваться до 700-1000 и более счетов.
Например, счет 20 «Основное производство» может насчитывать более 50 субсчетов, среди них:
206013 — Потребление упаковочных материалов;
206201 — Внешние услуги по ремонту;
206224 — Рекламные издержки;
209999 — счет закрытия.
Аналогичную детализацию могут иметь сч. 26 — 80 субчетов, сч. 60 — 50 субсчетов и т.д. При этом по каждой группе счетов ведется «Счет закрытия» как результирующий счет, который является аналогом синтетического счета.
Такая детализация рабочего плана счетов позволяет полностью обеспечить информацией потребности управленческого учета, производить разносторонний анализ финансово-хозяйственной деятельности организации и обеспечить прозрачность отчетности, достигнуть высокой аналитичности учета, позволяющего существенным образом повысить уровень всестороннего контроля.


Яндекс.Метрика